Житие преп. Лаврентия Черниговского  

Схиархимандрит Лаврентий, в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ Коропа Черниговской губернии. Родители его, Евсевий и Христина, были простые крестьяне, верующие и благочестивые люди. Семья у них была большая - семеро детей, из коих Лука был предпоследним. В раннем детстве случилась с Лукой беда: во время игры он упал и расшибся так, что получил увечье на всю жизнь - стал хромым и имел острые боли в ногах. Отец Луки рано умер, матушка же его была немощной и часто болела, подолгу не поднималась с постели, и мальчику приходилось наравне со старшими выполнять тяжелую крестьянскую работу: он пас лошадей, смотрел за коровой, убирал в избе, пек хлеб, стирал и даже научился портняжить. Одним словом. Лука был весьма трудолюбивым и послушным ребенком. Нрава он был тихого и кроткого и более всего любил уединение и тишину. Господь наградил его многими дарами, и самым ценным даром была вера и любовь к Богу с первых дней его жизни. Совсем маленьким Лука сам научился играть на скрипке и часто по утрам его мелодии будили спящих обитателей дома. Учился Лука лучше своих сверстников, и ему доверяли проводить занятия в младших классах, он же с любовию относился к порученному делу. Учащихся в то время приучали петь в церкви, и именно в храме Лука почувствовал всю красоту Божественного мироздания. Пение в храме, богослужение, постоянная молитва очищали сердце и преображали душу. Лука быстро научился музыкальной грамоте, изучил порядок церковного богослужения и уже в 12 лет, с помощью приходского священника, обучал церковному пению небольшой смешанный детский хор. В 14 лет он стал регентом и проводил спевки у себя дома. Неподалеку от села Карильское находился мужской монастырь Рыхлы. Лука очень любил эту тихую и уединенную обитель, часто бывал в ней и имел желание там остаться, но в монастырь он ушел лишь после кончины матери, двадцати лет отроду, сыновне уважив просьбу не оставлять ее до конца земной жизни. С нелицемерной любовию и страхом Божиим приступил он к послушанию. Особое молитвенное пение, строгость соблюдения устава богослужения, чистое звучание отличали хор, которым руководил Лука. Весть о талантливом регенте вскоре дошла до Черниговского Троицкого мужского монастыря. Владыка Антоний отправляет в Рыхлы указ о переводе послушника Луки в Черниговский Троицкий монастырь регентом. Тяжело было Луке оставлять тихое и пустынное место своего спасения, где совершенствовалась внутренняя духовная жизнь, молитвенное и живое благодатное общение с Господом. И вот снится ему сон: храм, а на паперти храма - Лик Царицы Небесной Троицкой, Которая его благословляет. Проснулся Лука, душа его умирилась, и, по-утру, не медля, отправился в Троицкий Черниговский мужской монастырь. Добрался до города и сразу к Владыке Антонию: “Владыка святый, я приехал”. “Хорошо, - ответил Владыка, - будешь обучать мальчиков - семинаристов ”. Когда Лука вошел в храм, узнал на иконе Лик Владычицы нашей Богородицы, явленный ему в сонном видении. Упал он пред Ней на колени, прося покрыть его святым омофором и защитить от всякого зла и напастей. В Троицком монастыре постригли Луку в мантию с именем Лаврентий. В 1895 году, двадцати семи лет, был он рукоположен во иеромонахи, позже произведен во игумена. Об этом периоде жизни Преподобного Лаврентия вспоминают, что он трижды бывал на Афоне и паломничал по святым местам Иерусалима. Внешность Батюшки была благообразная, источающая благодать, почивающую на нем. Волосы рано поседели и были белы как снег, глаза голубые. Роста он был среднего. Из-за хромоты и болезненности ног всегда ходил с палочкой, прихрамывая на правую ногу, которая была немного короче левой. Схиархимандрит Лаврентий в 1917-1925 годах в Чернигове на Болдиной горе возле Троице-Ильинского монастыря копал пещеры, которые впоследствии были названы Лаврентиевыми. Эти пещеры отличались своей глубиной и протяженностию. Рядом с ними находились Алипиевы пещеры, ископанные игуменом Алипием, сомолитвенником и сотаинником Преподобного Лаврентия. Свод пещер составлял пещерную обитель, в которой был освящен пещерный храм в память святого великомученика Георгия Победоносца. Храм освящал 26 ноября священномученик схиархиепископ Черниговский Пахомий, освящение совпало с Днем Ангела игумена Алипия. Там постоянно совершалась Божественная Литургия, храм был расписан фресками. Пещеры копали под духовным руководством святых подвижников - Преподобного Лаврентия и Преподобномученика Алипия - верные христиане Чернигова, богомольцы из ближних сел и деревень и приехавшие из-далека поклониться святыням Чернигова. На всенощном бдении все молились в Троице-Ильинском монастыре, затем шли и копали пещеры по ночам. Утром молились за Литургией, а днем - кто мог - продол-жали искапывать пещеры. Священномученик и исповедник Веры Христовой игумен Алипий был за веру посажен в тюрьму, затем попал в заключение, из которого, с Божией помощию, смог убежать. Одно время он скрывался у матушек-монахинь, которые прятали его у себя в доме за закрытой, выложенной из кирпича, стеной, т.к. к ним постоянно приходили с обыском. Пространство было тесное и узкое, стена как бы представляла естественную кладку дома. Так отец Алипий пробыл там довольно продолжительное время, и когда он вышел - это были лишь кожа и кости. Старец Лаврентий открыл отцу Алипию его мученическую кончину; он был зверски убит в селе Ульяновка безбожниками. Это были два столпа и светильника монашеского жития, подражавшие Преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским во всем, даже копанием пещер. Во время революции матушка Глафира с другими единомысленными девицами решила пойти в город Киев пешком на богомолье. Тогда так и ходили. Отправились к Батюшке Лаврентию за благословением. Он помолившись на иконы и благословляя нас, сказал: “Доброе дело Бог всегда благословит! Идите, только знайте, что посреди дороги будет перестрелка, вы не бойтесь, и сразу сворачивайте в жито (рожь) и попадете на дорогу, которая поведет вас через жито; когда выйдете на поле, кончится перестрелка. Тогда возвращайтесь на главную дорогу и спокойно идите до Киева и обратно вернетесь, благодаря Бога”. Все так и было. Так берег нас Батюшка любвеобильный своими молитвами”. По благословению отца Лаврентия и с его участием выкопали небольшую пещерку, так как местность была под горой. В этой пещерке молились так, как Церкви были закрыты. Батюшка ночью в этой пещерке служил иногда и Божественную Литургию. Ход в пещеру был из коридора в кладовую, из кладовой как бы в погреб - и в пещеру. Закрывался крышкой. Однажды девочка открыла крышку, закрывавшую вход в пещеру, и, забыв об этом, оставила дверь коридора также открытой и ушла. Хозяйкина корова в это время была во дворе, зашла в коридор, повернула в кладовую и застряла. Она закрыла собой вход в пещеру и наполовину была видна из нее. Всполошились послушницы, испугались вместе с хозяйкой. Хозяйка позвала соседей - мужиков. Пришли мужики, но ничем не смогли помочь. Не за что корову было ухватить, только видны были две ноги и хвост. И разошлись по домам. Побежали к Батюшке. Жил он в километре от пещеры. Батюшка, подняв голову, помолился и сказал: “Идите домой”. Корова сама из пещеры вылетела, как будто кто-то ее вытолкнул, в то время, когда отец Лаврентий молился. Хозяйка и сестры поблагодарили Бога и Старца помощника за его святые молитвы”.



Наставления преподобного Лаврентия Черниговского

...В 1930 году храмы повсеместно стали закрывать, монастыри разоряли, а монахов изгоняли из обителей. Закрыли и Троицкий монастырь. Некоторое время Батюшка Лаврентий жил у богобоязненной и благочестивой вдовы Елены, в маленьком домике, расположенном в глубине огромного сада. По свидетельству монахини Евлампии, близкой духовной дочери Старца, Преподобный в то время усилил пост и молитву; молился он за весь мир, за души христианские и за своих рассеянных чад. Попасть к Старцу тогда было почти невозможно, он редко кого принимал, только при крайней необходимости, всегда зная наперед, кто с чем приходил под окна его маленькой келлии и в чем нужда у просящего. Перед самым закрытием монастыря отец Лаврентий предупреждал: “Храните церковные книги, они еще нужны будут. Еще будут и монастыри, и архиереи, и все нужно будет, - и строго добавлял: - За то, что все делается не по закону, да в церковные праздники, то все стрясется и сгорит, а потом вновь откроют монастыри, и люди будут каяться и молиться, и Господь, по Своей милости, даст немного времени, чтобы пополнить спасающимися число свидетелей Божиих, разоренное отпадением части ангелов”. Задолго до начала Второй мировой войны Батюшка говорил, что грядут страшные бедствия и предстоят страшные испытания для всех людей, молился и плакал, что много крови прольется. Когда пришла война, вновь стали открывать храмы и обители. Сначала хотели открыть Елецкий мужской монастырь, но не было братии. Обратились к Преподобному Лаврентию, просили его помощи и молитв в возрождении монашеской жизни, но Батюшка ответил, что Сама Владычица Царица Небесная указала ему иное место - Троицкую обитель. Летом 1941 года Старец собрал всех своих монашествующих чад и устроил женский Троицкий монастырь, на месте Троицкого Черниговского мужского монастыря. С самого начала в нем было около семидесяти насельниц. Черниговский Троицкий монастырь сильно пострадал от безбожников, необходимо было многое отстраивать заново. Шла война. Отец Лаврентий с любовью относился ко всякому делу по восстановлению обители, везде и во всем помогал: давал указания печникам, другим мастерам. Ему приходилось работать штукатуром в самое холодное время, когда замерзал весь материал и вода. Однажды дело совсем не ладилось: глина замерзла так, хоть топором руби. Пригласили рабочего на помощь, он сказал, что необыкновенная сила нужна, а Батюшка подошел с любовью, осенил крестом глину, и та стала мягкой и пригодной для работы. После тяжелых трудов в 1942 году на Светлое Воскресение Христово впервые отслужили Литургию в Большом Троицком соборе. Преподобный Лаврентий, имевший от Господа дар прозорливости, открыл нам время своей кончины. Когда приехали в Троицкий монастырь, Батюшка, посмотрев окрест, промолвил: “Здесь кто проживет восемь лет, а кто больше”. После отшествия Батюшки именно через восемь лет многие вспомнили эти слова. За полгода до кончины прямо сказал: “От этого дня я проживу ровно полгода”. Отец Лаврентий непрестанно наставлял своих чад в молитвенном делании, особо строг был в требованиях к монахиням. Одно время стали матушки излишне усердно заниматься рукоделием и иконописью. Батюшка сетовал: “Без Иисусовой молитвы все делают, так монастыри долго, не простоят”. Сам святый Старец творил непрестанно Иисусову молитву и духовными очами прозревал, кто молится, а кто нет. Часто повторял, что для монаха молитва нужна как воздух, монах без молитвы подобен “черной головешке смердящей”. Старец желал видеть в нас истинное послушание Матери-Церкви, назидал иметь благоговейное отно-шение к богослужению: “Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после “Отче наш”. А если уже вышли с причастием Тела и Крови Христовой, то стой со страхом и молись, потому что незримо присутствует Сам Господь с Архангелами и Ангелами.”



Прозорливость Преподобного Лаврентия

Известно много случаев прозорливости Преподобного Лаврентия. Вот некоторые из них : “Как-то приезжал Митрополит Киевский Иоанн Соколов в гости к Батюшке. Побеседовали, попили чайку, и стал Митрополит собираться домой, спрашивает благословения у Батюшки, а он предлагает ему завтра уехать. Но Преосвященнейший настаивает на своем и уезжает. Проходит немного времени, и Старец говорит, чтобы шли встречать Митрополита. Матушки ему отвечают: “Митрополит давно уехал”, а он нет: “Я говорю, идите, открывайте ворота”. Вышли, а Митрополит, смущенный, стоит под воротами и говорит: “Дорогу размыло и нет проезда до завтра”. “Старец говорил, что место, где грешат, непременно опустеет. Сестры однажды спросили его, как он все знает, а он ответил: “Как пшеничка в стакане видна всем, так и мне мысли каждого”. “Однажды, побывав в Черниговской Троицкой обители и насладившись беседой со Святым Старцем, матушка Игумения Киевская Флавия возвратилась в свой монастырь и, одухотворенная, рассказывает сестрам о великом Старце Лаврентии. А казначея монахиня Антония, уязвившись завистью от врага, пробормотала себе под нос: “Нашли какого-то деда и восхищаются. Что он знает?” Матушка Игумения заметила ее недовольство и говорит: “Вот свезу вас к нему, да хоть исповедаетесь хорошенько”. И свое слово исполнила. Привезла нескольких сестер, в том числе и казначею монахиню Антонию. Сели за стол вместе с Батюшкой, и матушка Игумения просит: “Батюшка, расскажите нам что-нибудь”. Старец Лаврентий отвечает: “А что там этот дед знает”. Матушка казначея сразу поняла, что Старец обличил ее помыслы, и потом просила прощения и уже с любовию относилась ко святому угоднику Божию”. “Один раз приходит к нему одна раба Божия за благословением поехать к сыну, а Батюшка приказал посадить ее за стол, обедать. Женщина рвется из-за стола, потому что опаздывает на поезд. Старец же говорит, что торопиться не нужно, а лучше вовсе не поехать сегодня. Женщина так и поступила. Вечером узнали, что было крушение поезда. Прославили мы Господа и его верного раба отца Лаврентия, а он только сказал: “Ангел-Хранитель известил”. “Одна монахиня рассказывала, что в их семье были четыре девочки, все ходили к Батюшке. Они были тайные послушницы и певчие. Была у них старшая сестра, болезненная. И вот Батюшка, по своей прозорливости, незадолго пред ее кончиной прибыл к ним в село, дал ей постриг и напутствовал Тайнами Христовыми, и она скоро отошла ко Господу”. “Батюшка для руководства и порядка назначил в монастыре благочинную, экономку, казначею и сказал: “Их слушайте во всем, а я буду помогать”. Для ремонта храма нужна была известь, но ее негде было достать. Однажды утром Батюшка говорит экономке: “Беги скорее на базар, молись и жди”. Матушка прибежала, стоит и смотрит по сторонам. Подходит к ней вдруг председатель из ближнего села и спрашивает, кого она ждет. Рассказала матушка о сложностях наших монастырских по восстановлению храма, а он ей предлагает сесть в машину и поехать на станцию: - а там нагрузили бесплатно извести целую машину. Когда привезли материал в монастырь, Батюшка вышел, поблагодарил председателя, а мы прославили Господа и благодарили Старца за его святые молитвы”. Одна сестра как-то пришла к Батюшке за благословением поехать в Киев помолиться. Он одобрил благое дело и благословил посетить старца-архимандрита Иону. “Побывали мы по святым местам и зашли к отцу Ионе, - рассказывала сестра - Келлия была заперта. Стучали, стучали, никто не отворяет. Сестры, паломничавшие со мной, говорят: “Постучи ты, тебе же благословение нужно”. Я постучала, и старец открыл, благословил всех, а мне сказал подождать, пока напишет письмо отцу Лаврентию. Я подождала. Он вынес письмо, да бух мне в ноги земным поклоном. “Это я не тебе, а вашему святому Старцу. Великий он у нас молитвенник. Вот передай ему от меня”, - сказал оте


Главная
Фотоальбом храма
история храма
акафист Лаврентия Черниговскому
Напишите мне

Hosted by uCoz